Мой город Москва

Мандала

На санскрите Мандала означает "круг" и "центр". Традиционно ее обозначают кругом - символом космоса и природы, и квадратом - символом Земли и мира, соз- данного человеком. Мандала – это символ колеса жизни и смерти, космических процессов существования, планет и звезд, земных сезонов и галактических циклов. В этом духе друиды древней Англии создали монумент Стоунхендж. Это не только колосальньная мегалитическая конструкция, служащая выражением представлений о солнечных и жизненных силах, не только грандиозный храм для совершения ритуалов.

Это пространственное выражение и материальное воплощение знаний, систематизированных друидами, служил календарем и астрономическим прибором. Это гигантская мандала, способная концентрировать в своем центре космические и земные энергии. Космогония, календарь и мифологическая история индейцев отражена в знаменитом ацтекском Камне Солнца. Диаметром двенадцать футов и два дюйма, весом в двадцать четыре тонны, Камень солнца содержит в своем центре символ пятой современной стадии Оллина . Он окружен симметрично роасположенными символами предыдущих четырех стадий. Окружность вокруг центрального символа изображает двадцать дней, которые составляют основу мексиканской календарной системы. Эта цепь знаков в свою очередь окружена кольцом небесных символов, означающих свет, силу и красоту. Самое последнее кольцо содержит две небесные огненные змеи, символизирующие встречу двух полярных сил космоса: света и тьмы. Их борьба и непрерывное взаимодействие дают начало всей вселенной. На материальном уровне это соответствует дню и ночи. Согласно мудрецам Анахуака («Окруженный водой»- древнее название Мексики) каждый период –это заново сотворенная раса людей. Она развивалась и затем гибла. Безрассудство человека, приводящее к катаклизму, символизируется четырьмя элементами землей, воздухом, огнем и водой. Австралийский камень Тьюринга, смысл которого обьясняется юношам во время обряда посвящения в мужчины, служит картой, напоминающей о происхождении всех вещей и называющийся «Картой путешествия предков в Царстве сна». Царство сна – это вечность. Предки являются теми сущностями или стадиями существования, через которых все, что мы видим, знаем и переживаем становится возможным. Чтобы найти обратный путь ко Сну, как указывает карта, нужно вернуться к вечному центру. Посредством этого центра Предки внутри каждого человека ткут свои кружева и сочиняют свои рассказы. Камень – это подсказка, используемая при рассказе: говоря, рассказчик перемещается по линиям своим пальцем от центра наружу, как при воспроизведении грамзаписи: палец – игла, его голос – воспроизводящая система. В связи с этим многие камни Тьюринга выполнены в форме спирали. Отслеживая некоторые основные типы мандал, существуют два основных жанра: Мандала – Твердыня Космоса и Мандала Превращения Демонических сил. К первому типу относятся класичесие Тибетские мандалы, на которых изображены роскошный дворец или крепость внушительных размеров с мощными средствами обороны. Эта мандала отражает не только космическую схему, но и небесный дворец. Такие Мандалы – это обитель бога. Наружный слой – «барьер огня», котрый предотвращает легкий доступ к посвящению. Тот кто преодолевает этот барьер, сжигает свое неведение и обретает новое знание, Защитный круг может состоять из ваджр и лотосов, символизирующих святость. У дворца есть четыре портала или входа. А в центре мандалы находится внутренний лотос или бодхи-манда, место Бога. На лепестках лотоса вокруг него расположены другие фигуры, которые воплощают аспекты Освещающей Мудрости. «- приближаясь к своему центру, ученик приближается к «центру мира». Фактически, как только он входит в Мандалу, он попадает в сокровенное, вне времени, где боги уже сошли. Серия медитаций помогает ученику найти богов в его собственном сердце. Внутренним взором он видит как они появляются и исходят из его сердца; они наполняют космическое пространство, а затем растворяются в нем. Иными словами, ему открывается процесс вечного, постоянного созникновения и исчезновения миров; и это дает ему возможность приобщаться к ритмам космоса и постигать его пустоту. Он разрывает цепь сансары и проникает в потусторонний мир". » Мирчея Элиаде. Второй тип мандал Превращения Демонических сил может оказаться более применимым для практического применения в современном мире. Но с другой стороны, она требует достаточно болезненного признания и восприятия отрицательных, или демонических сил внутри себя. Когда удается выполнить это условие, их необходимо визуализировать, представить себе образно. Задача заключается не в том, что бы уничтожить эти силы, что в действительности невозможно в силу природы самой энергии, но в том, чтобы понять и преобразовать.

Мандала - прекрасный помошник для человека, занятого поиском источника силы внутри себя. По своей природе энергии, образующие человека имеют свойство рассеиваться и распространяться, ограничивая тем самым огромные возможности роста. Человек должен сконцентрировать себя, понять свои потивоположности и достигнуть своего центра с тем, чтобы открыть эти силы, скрытые внутри. Мандала - техника для создания, концентрации жизненной силы внутри человека.

Само слово «М.» отмечено уже в «Ригведе» во многих значениях (ср. «колесо», «кольцо», «орбита», «шар», «округ», «страна», «пространство», «совокупность», «общество», «собрание», «одна из 10 частей Ригведы», «возлияние», «жертва», вид земли, вид растения и т. д.), которые в целом сводимы к понятию круглого, а в некоторых случаях обнаруживают тяготение к сфере сакрального (прежде всего в ритуале). Возникший на индийской почве буддизм усвоил понятие М. и передал его (как в целом ряде случаев и само слово) своим более поздним продолжениям, прежде всего разным вариантам северного буддизма (махаяна, ваджраяна, тантризм) в Тибете, Центральной Азии, Монголии, Китае, Японии начиная с первых веков нашей эры (впрочем, немецкий востоковед 3. Хуммель полагает, что М. возникла в Тибете и потом уже вторично попала сюда из Индии). В этих более поздних вариантах буддизма слово «М.» обычно сужает круг значений, но зато делается более терминологичным и унифицированным соответственно дальнейшей сакрализации и универсализации самого понятия и сопоставленных с ним ритуальных воплощений. Так, уже в тибетском буддизме конституируется два круга значений, один из которых соотносится со сферой буддийской космологии (вид кругового или сферического пространства, в частности земная сфера, а также огонь и вода), а другой — со сферой ритуала (магическая диаграмма или фигуративное изображение из зерна или других жертвенных даров; ср. М. в монгольской языковой и культурно-религиозной традиции — «круглое блюдо с соответствующими символами, используемое при жертвопри- ношениях» при том, что сохраняется и исходное общее значение — «круг», «диск» и т. п.).

М. принадлежит к числу геометрических знаков сложной структуры. Наиболее характерная схема М. представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата (ср. в ламаизме М., где север — зелёный, восток — белый, юг — жёлтый, запад — красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображаемым в центре). Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания — божество, его атрибут или символ, метонимически используемый в ритуале, особенно часто ваджра в разных вариантах — одинарном, двойном, тройном и т. д.

Этот основной вариант М. существует в целом ряде модификаций, их особенности определяются или объектом, находящимся в центре М., или некоторыми местными вариантами символики. Изображения М., как правило, многочисленны (иногда их стремятся воспроизводить в возможно большем количестве экземпляров) и помещаются в разных местах, признаваемых сакральными, например в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. М. изображаются живописно; изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.

Наиболее универсальна интерпретация М. как модели вселенной, «карты космоса», причём вселенная изображается в плане, как это характерно и для моделирования вселенной с помощью круга или квадрата. Объектом моделирования становятся некие идеализированные параметры вселенной, соотнесённые с системой высших сакральных ценностей (особенно явно это в буддизме); как правило, лишь внутри центрального круга появляются антропоморфные объекты с более конкретной семантикой.

Космологическая интерпретация М. предполагает, что внешний круг обозначает всю вселенную в её целостности, очерчивает границу вселенной, её пределы в пространственном плане, а также моделирует временную структуру вселенной.

В этом внешнем кольце нередко изображаются 12 символических элементов — нидан, выражающих 12 соотнесённых друг с другом причин, «звеньев» цепи «взаимозависимого происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Эти 12 нидан на М. моделируют бесконечность и цикличность времени, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. Изоморфность основных частей М. и так называемой калачакры — «колеса времени», высшего и наиболее сокровенного из четырёх направлений ваджраяны, также актуализирует временной аспект М. Наконец, внешний круг М. вообще соотносится с календарными и хронологическими схемами северного буддизма и (шире) всей Центральной и Юго-Восточной Азии.

Вместе с тем интерпретация М. или близких к ней схем типа «колеса времени» или «колеса бытия» (др.- инд. бхавачакра, монг. «сансарайн хурдэ» — «колесо сансары») и т. п. обычно предполагает и вычленение этических и/или аксиологических структур (ср. изображение на «колесе» шести разрядов обитаемого мира с указанием зависимостей между типом поведения человека и ожидающим его в новом рождении воздаянием). Стороны квадрата, вписанного во внешний круг, моделируют основные направления, пространственные координаты вселенной, точки входа которых в обитаемый мир заслуживают особого внимания и охраны. Поэтому нередко именно в этих местах квадрата, в Т-образных вратах, помещаются так называемые локапалы. или махараджи — «великие цари»: Вайшравана на севере, Дхритараштра на востоке, Вирудхака на юге, Вирупакша на западе. Тантрийские ритуальные М. соответственно изображают четырёх дхьяни-будд — Амогхасиддхи, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха. В этом случае в центре обычно помещается Вайрочана.

Вписанный в квадравнутренний восьмилепестковый круг (янтра) символизирует женское начало, детородное лоно, внутри которого часто помещается знак мужского начала — ваджра. Это соотношение геометрических символов в центре М. дублируется ритуально-мифологическим мотивом: призываемое божество опускается с небес в самый центр М., обозначенный лотосом, где оно и совершает акт, приносящий плодородие, изобилие, успех. В Тибете и Монголии М. вообще часто рассматривается как место обитания божества или божеств (ср. монг. хото мандала, т. е. «М. места обитания»; ср. обозначение конкретных М. по этому принципу: «Ямантакийн хото», «место Ямантакио и т. п.). Прецедент нисхождения божества имел место, согласно преданию, в 8 в., когда Падмасамбхава — основатель буддийского тантризма, которому приписывается и изготовление первой М., нуждавшийся в божественной помощи, сооружал М. и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр М. и совершало то, ради чего оно призывалось.

Этот мотив движения божества сверху вниз, с неба на землю, в центр М. вводит вертикальную координату в структуру М., хотя эта координата явно обнаруживается и даже актуализируется именно как основная только во время ритуала. Движение по вертикали, как и его последний, завершающий этап — божество в центре М., связываются с другими символами вертикальной структуры мира — мировой осью, древом мировым, горой Меру, ритуальным сооружением. Отсюда и соотнесение М. (в полном или частичном виде) со структурой (в плане) ритуальных сооружений — зиккуратов или мифического дворца чакраватина (см. работы итальянского буддолога Дж. Туччи), ступы, царских дворцов и храмов в Юго-Восточной Азии и в Центральной Америке, чума и т. д. и даже с планировкой некоторых поселений городского типа.

Структура социальной иерархии также часто строилась и описывалась по принципу М. Ряд исследователей (Хуммель, X. и М. Аргуэльес и др.) склонны считать, что мегалитические сооружения Тибета и других мест (напр., знаменитый кромлех Стонхендж в Англии) имеют в своей основе принцип М. (или, наоборот: М. не что иное, как схема таких мегалитических сооружений). Третьи сопоставляют М. с другими символами вселенной: С. Камман — с китайскими бронзовыми зеркалами Ханьского периода, с изображёнными на них схемами вселенной; Н. Л. Жуковская — с шаманскими бубнами народов Северной Азии, несущими на себе рисунки, являющиеся картой вселенной. Эти точки зрения правомерны, поскольку сам принцип М. не только распространён гораздо шире, чем М. как таковая, но практически универсален и как модель вселенной (или её частей, ср. так называемые астрологические М.) и как средство достижения глубин подсознания в ритуале или индивидуальной медитации.

Обе эти функции М. связаны воедино: тот, кто предаётся медитации или участвует в соответствующем ритуале в качестве ведущего, помещает себя в центр М. и ожидает божество, божественный дух, который должен снизойти на него. К. Г. Юнг подчёркивал универсальный характер М. как психокосмической системы, задающей особый вселенский ритм, объединяющий макро- и микрокосм и указывающий на то, что идея М. и сама её форма независимо была выработана не только самыми разными религиозными системами, но и творчески одарёнными людьми (прежде всего художниками; ср. также сочетание «круглых» и «квадратных» танцев, образующее «мандалический» танец с соответствующим переключением ритмов) или больными, страдающими разными формами душевных болезней, которые настраивают себя на выведение из собственного подсознания тех или иных архетипических комплексов и/или на собственную «космизацию», т. е. на выработку единого ритма человека и вселенной, на улавливание, восприятие и преобразование космической энергии. Эта идея лежит в основе некоторых современных теорий в медицине (психотерапия юнгианского толка), искусстве и искусствоведении