Мой город Москва

Шиваратри

Маха Шиваратри проходит каждый год в феврале или начале марта. Этот фестиваль празднуется в честь Шивы - Создателя, Хранителя и Разрушителя. Преданные Шивы соблюдают пост и проводят всю ночь в храме, где они поют святые песнопения во имя Шивы (Шиваратри буквально означает ночь Бога Шивы). Этот священный день также называется Шиваянти - день рождения Шивы. Как говорится о Шиве в Шветаветаре Упанишадах: "Он - меньше мельчайшего. Средь хаоса, Он - Мировой Творец; познав Его как священное существо, человек навсегда достигает покоя".

Слово "ратри" означает ночь, и значение этого слова на санскрите очень многофункционально - это то, что дарит успокоение уму, телу и душе. Поэтому Шиваратри - это то, что приносит глубокое чувство безмятежности и благожелательности. Древние люди говорили, что эти дни очень благоприятны для духовных практик. В этот день люди обычно медитировали и их желания исполнялись. Желания либо отбрасывались благодаря Знанию, либо исполнялись. Любая медитация, которую вы делаете в этот день приносит в 100 раз больший эффект. Это связано c астрологическим положением Солнца и Луны.

Шивапурана- глава 9. Видьяшварасамхита, том 10-18.

Мой друг, поклоняясь Шиве в день Маха Шиваратри описанным образом, поклоняющийся получает тот плод, который накапливается у тех, кто постоянно поклонется Шиве в течении года. Поклоняющийся обязан соблюдать пост (Вират), днем и ночью, отрешившись от всех чувств, ублажать Шиву цветами как можно больше. А когда мы поклоняемся Шивалингаму , мы оказываем честь и обожествляем самого великого Бога. Поступая таким образом именно в день Шиваратри и славя его указанными приношениями, мы определенно идем по пути спасения.

У нас есть многочисленные обязанности которые мы должны исполнять ежедневно в течении нашей кратковременной жизни. Но когда наступает Махашиваратри, это время считается абсолютно благословенным, и мы можем обратить свой разум к Богу, чтобы могли помнить высшее божество всего мира.

« Это пора, когда добродетель поклонения мне возрастает подобно океанскому прибою на рассвете. И празднества, сопровождающиеся водружением моих изображений в этот день весьма благодатны».

Обычно Шиваратри приходится на промежуток между двумя периодами Амавасья, т.е. перед индуистским Новым Годом. На этот счет имеется особая причина. Это особый момент, когда совмещаются три орбиты земли, луны и солнца. Именно тогда и начинается для нас Новый Год. Это начало года для небожителей. Таким образом, когда совпадают три ночи - небесная, солнечная и земная - это ночь для нас на земле с 6 часов вечера до 6 часов утра, т.е. ночь Махашиваратри. Махашиваратри, которая прославляется в темную половину месяца, празднуется, когда Чатурдаши , т.е 14 день длится до полуночи, и это путь, который предназначается для нас в этом мире в виде повторного пробуждения в полное божественное сияние - сияние истины. День - это время, когда многие из нас должны трудиться, хотя есть и люди, имеющие ночные обязанности. После тяжелых трудов дневных мы стараемся найти время для того, чтобы помочь другим. И в результате, когда наступает ночь, мы начинаем потягиваться и зевать. Многим из нас трудно бодрствовать и мы уже почти засыпаем. Вполне естественно , что устав от своих обязанностей и действий, мы нуждаемся в отдыхе, чтобы встать наутро свежими и бодрыми. И когда благодатная пора Шиваратри наступает, это 6 часов вечера. Хотя многие из нас еще не чувствуют усталости в это время, когда этот период длится весь день напролет и всю ночь, чтобы завершить свой цикл в 6 утра, мы можем оказаться утомленными, т.к. не привыкли обходится без отдыха.

Тем не менее, поскольку этот праздник является особым случаем, ночью, посвящаемой Шиве, это, в сущности, время, когда мы должны стараться бодрствовать. Поверь мне, когда мы не спим в эту особенную ночь, это напоминает превращение всего темного в нас в светлое. В эту ночь мы постимся (Вират) не только физически, но и духовно, отказываясь от нежелательных мыслей, которые мешают нам усовершенствоваться.

«О, встань же, ибо уже рассвет

Сколько можно тебе

Есть, пить, умирать и разлагаться.

И сколько можно пребывать

В тенетах сансары»

Катхо Упанишада

В «Пуранах» поясняется, что мы обязаны постится и бодрствовать в ночь Шиваратри. Писания также указывают на то, что для блага наших душ и привыкания к дисциплине мы должны блюсти пост хотя бы раз в неделю, или в две недели, или же в месяц,или же, если это невозможно, то раз в шесть месяцев, а если и это невозможно, то раз в год поститься и бодрствовать именно в ночь Шивы. Таким способом мы побеждаем все темные силы, находящиеся внутри нас. В это особое время для Шивы мы отмечаем его величие. Нам следует уподобляться охотнику, который, даже ничего не ведая, бодрствует в эту ночь и достигает спасения. И таково величие Шивы в эту ночь, что охотник, проведший всю ночь в кустах, поджидая добычу, чтобы утолить свой голод, бессознательно совершает молитву (Джапа), и достигает с помощью великого Шивы божьей милости- пищи для души и спасения.

«Итак, поклоняющиеся, будем молиться Шиве, исполняя ритуал, ритуальные обеты Шиве, чтобы получить благословение его милосердия, молитвы и мантры вечные во славу Шиве. Шива возликовал при виде преданности душ и дарует спасение.»

Маха Шивапурана.

Шива является абсолютной высшей истиной. Он самосущ, самоосвещаем. Он бесконечен, вечен, неделим, неуловим и непогрешим.Шива совершенен и абсолютен. Он - высшее «Я», недоступное бренности, полон вечного добра, вечного сознания. Он бесконечная причина вселенной. Он также ее свидетельство. Он единственная трансцедентная истина, чья природа также едина, всеобща и целостна. Он - воплощение знания ( Джанавиграха ).

Шива совершает все открытия во всех объектах опыта. Он также проводящий все испытания во всем. Он полон вечного сознания. Шива - самоудостоверяющий благодатный и добрый. В нем - и прошлое, и настоящее, и будущее. Он - владыка всех времен. Наделенный всемогуществом Шива создает миры своей мощью, называемой пракрити. Он управляет пракрити посредством собственного «Я».