Мой город Москва

Сатья Нараян Гоенка

Сатья Нараян Гоенка родился в 1924 году. После Второй мировой войны он был успешным промышленником в Мьянме (Бирме). Гоенкаджи, как его с любовью называют по всему миру, является живым подтверждением того, что работа с умом во время медитации необходима для целостной и успешной жизни. Известный своим смирением, глубоким состраданием и невозмутимым спокойствием, господин Гоенка часто подчеркивает, что випассана — практический и эффективный способ саморазвития и избавления от стрессов и страданий, что чрезвычайно актуально в современном мире.

Показателем всеобщего признания научного учения Будды является тот факт, что господина Гоенку приглашали выступить с лекциями такие авторитетные организации, как ООН, парламент Индии, Гарвардский бизнес-клуб, горный монастырь Дхамма Драм в Тайване, Мировой Экономический Форум в Давосе, Смитсоновский институт, Массачусетский технологический институт, и др.

Успех господина Гоенки объясняется его личным вдохновляющим примером, подтверждая его же слова: «Развивайте чистоту в себе, если желаете вдохновлять других следовать по пути очищения. Откройте истинный мир и гармонию внутри себя, что естественным образом принесет пользу другим».

Гоенка — неутомимый труженик. В 2002 году, в возрасте 78 лет, он осуществил масштабное Дхамма-турне по западным странам. В сопровождении своей супруги Иллайчидеви Гоенки, нескольких помощников-учителей и учеников он за 128 дней объехал Европу и Северную Америку, с радостью неся людям искусство випассаны. На протяжении второго североамериканского этапа турне автомобильный караван Гоенки и его спутников преодолел в общей сложности 20 тыс. км дорог США и Канады.

На 62-й дней этой Дхамма-одиссеи, 10 июня 2002 года Гоенка обратился к собравшимся в государственном университете Сонома в городке Санта-Роза, штат Калифорния: — В течение жизни человек сталкивается с вещами, которые ему не нравятся, и отдаляется от вещей, которые ему нравятся. Будда добрался до корня этой проблемы и нашел решение (випассану) с целью освободиться от всех страданий. Он понял, что мы все время реагируем с влечением и отторжением на приятные и неприятные ощущения на теле. Вследствие этих ментальных загрязнений или привычек мы остаемся возбужденными и несчастными.

Випассана помогла господину Гоенке избавиться от страданий, которые он переживал в ранние годы. Гоенка родился в Мандалае (Мьянма), в семье бизнесменов, индусов по происхождению, и стал одним из самых преуспевающих бизнесменов Мьянмы, его фирма имела офисы во многих странах. В 30 лет его избрали президентом Торговой палаты Янгона (бывший Рангун). Кроме того, он возглавлял множество социальных, образовательных и культурных организаций.

Гоенка достиг выдающихся успехов, но внутреннего мира не было. Более того, напряженная жизнь и стрессы стали причиной прогрессирующей мигрени, сопровождающейся головной болью. Лучшие врачи мира, не в состоянии его вылечить, предложили принимать сильнодействующие наркотические лекарства. Гоенка говорит, что был в то время очень вспыльчивым, эгоистичным человеком, который делал несчастным и себя, и всех вокруг.

Именно благодаря этой болезни Гоенка встретил уникального человека в послевоенной Мьянме — Саяджи У Ба Кхина, первого министра финансов независимой Мьянмы. У Ба Кхин тогда уже обучал випассане.

Випассана — это практика, которой учил Будда, но Гоенка все время подчеркивает, что это не религия и не следование догмам, церемониям, ритуалам, это не обращение в веру. «Випассана — это переход от несчастья к счастью, от рабства к свободе», — сказал Гоенка под аплодисменты участников Всемирного Саммита Мира в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в 2000 г.

Тысячи католических священников, буддийских монахов и монахинь, джайнистских отшельников, индуистских саньясинов приходят на курсы випассаны вместе с представителями других религий и традиций. Випассана — это практическая квинтэссенция всех религий, направленная на развитие эмпирической мудрости, на умение жить счастливо и продуктивно. Как говорил Саяджи У Ба Кхин, випассана дает «хорошие, точные, ясные, личные и очевидные результаты».

В 1969 году У Ба Кхин уполномочил Гоенку отправиться в Индию и обучать там випассане. С тех пор Ганга Дхаммы вновь стал течь по земле, где она родилась. Из Индии випассана распространилась по всему миру, включая Северную Америку, Европу, Азию, Африку.

С 1969 года Гоенкаджи и его жена проводят курсы випассаны. Миссис Гоенка, которую любяще называют Матаджи (что значит уважаемая мать) тоже является учителем випассаны и прославленным учеником У Ба Кхина. Она тихо поддерживает и самоотверженно помогает мужу в его миссии помочь все большему числу людей освободиться от страданий.

Вернувшись в Индию, Гоенка вскоре оставил свой процветающий бизнес и посвятил все свое время обучению випассане. Гоенкаджи — глава большой и дружной семьи, состоящей из шести сыновей и многочисленных внуков, а также глава не менее дружной и огромной семьи випассаны.

Количество желающих обучиться випассане быстро растет во всем мире, поэтому от имени Гоенки курсы сегодня проводят более 800 помощников учителя, используя аудио- и видеозаписи его наставлений, а также помощь тысяч добровольцев-служащих. За обучение плата не берется. Ни сам Гоенка, ни его помощники не получают никакой материальной или финансовой выгоды от проведения курсов.

5 марта 2005 года в медитационном центре Дхамма Насика возле города Игатпури в Индии господин Гоенка сказал: «Дхамма бесценна. Если за нее брать плату, она станет Дхаммой для богатых. Те, кто имеют деньги, попытаются купить покой, заплатив большую сумму. Но они не смогут купить покой, потому что когда Дхамма становится предметом коммерции, она перестает приносить покой. Никто не должен допустить ошибки, чтобы центр випассаны стал коммерческой организацией, ни сейчас, ни в будущем».

Плодотворный поэт и писатель, господин Гоенка пишет на английском, хинди и раджастани. Будда говорил: «Те, кто чувствует большую благодарность и хочет служить другим, ничего не ожидая взамен — очень редкие люди». Мы можем сказать, что десятилетиями занимаясь Дхамма служением, господин Гоенка относится к этой редкой категории людей.