Мой город Москва

Бхимбетка

Вскоре после того, как дорога NH-12 ответвляется от главной магистрали Бхопал—Хошангабад (Hoshangabad), в 45 км на юго-восток от столицы штата, на вершине покрытого кустарником хребта на западе появляется длинная полоса каменных валунов. Провалы, навесы и ущелья, образованные тысячелетней эрозией этих утесов из обнаженных пород податливого песчаника, скрывают одно из крупнейших в мире собраний доисторической наскальной живописи.

Историческая справка

Из тысячи гротов, разбросанных вдоль десятикилометровой вершины холма и внесенных в каталог на настоящий момент, примерно в половине имеются наскальные рисунки. Они датируются различными периодами и каждый из них выполнен в собственном индивидуальном стиле. Самые старые из них можно разделить на две категории: рисунки человеческих фигур, выполненные зеленым контуром, и крупные красные изображения животных. Возраст кусков гематита (из которого добывался красный пигмент), извлеченных из земли в процессе самых глубоких раскопок, согласно исследованиям углеродным методом, оказалось, соответствует эпохе верхнего палеолита, т.е. примерно 10 000 лет. Вторая, более плодотворная фаза, к которой относятся большая часть наскальной живописи Бхимбетки, датируется поздним мезолитом — периодом между 8 000 и 5 000 лет до н. э. На этих рисунках изображены динамичные сцены охоты с разъяренными животными, церемонии инициаций, похороны, танцы в масках, спортивные игры, войны, беременные женщины, арсеналы самого разнообразного вооружения и даже нечто похожее на сцены распития спиртного. Никто точно не знает, почему эти весьма развитые общины охотников-собирателей украшали свои временные пристанища подобным образом. Одна теория говорит, что пещерное искусство имело ритуальную или магическую функцию и должно было обеспечить обильную добычу дичи; но, хотя множество изображений бизонов, диких кабанов, антилоп и оленей и подкрепляют эту мысль, имеется также немало рисунков животных, которые не входили в мезолитическое «меню», таких как тигры и слоны.

Черепки глиняных изделий, найденные среди кучи осколков на полу пещерных убежищ, показывают, что третья и последняя стадия подъема наскальной живописи Бхимбетки относится к тому периоду истории, когда обитатели пещер начали вести торговлю с оседлыми племенами, занимающимися сельским хозяйством. Стилизованные геометрические фигуры на рисунках этого периода очень сильно напоминают искусство, и по сей день создаваемое адиваси, племенными группами региона.

Посещение

Обнаруженная в 1957 г. археологом В.С.Ванканером (Dr V.S.Wankaner) Бхимбетка (с восхода до заката; вход бесплатный) является южно-азиатским эквивалентом пещерных комплексов Ласко на юго-западе Франции и Альтамиры в Испании, а также наскальных рисунков австралийских аборигенов. Если у вас есть собственный транспорт, или вы готовы пройти какое-то расстояние пешком чтобы добраться сюда, в это мало посещаемое место можно устроить захватывающую однодневную экскурсию из Бхопала. Сначала рисунки трудно найти и расшифровать, но за небольшое вознаграждение сидящие у входа на территорию пещер смотрители чоукидары с удовольствием все покажут.

От автомобильной стоянки на вершине холма ведет мощеная дорожка, извиваясь среди нагромождения скал, в которых скрываются самые поразительные и наиболее доступные образцы искусства Бхимбетки. Когда вы будете бродить здесь, ищите палеолитические рисунки, выполненные зеленой краской, удивительные «рентгеновские» изображения животных, дополняемые перекрестной штриховкой и сложными геометрическими орнаментами, часто повторяющийся образ буйвола, преследующего человека и краба - полагают, что этот мотив отражает борьбу между тотемическими героями разных племен. В нижней части дорожки, на поверхности основания высокой колонны из песчаника, которая не входит в обычную, проводимую гидом экскурсию, можно увидеть также прекрасно выполненное в черных и красных тонах изображение дикого кабана.

Подобрать тур

Смотреть все

Другие достопримечательности региона