Мой город Москва

Биджаянагар

Общие сведения

Город Биджаянагар (Виджаянагар) «Необычайно широкие и длинные базары.. Везде продаются розы. Люди здесь жить не могут без роз, они смотрят на них как на нечто столь же необходимое как пища … Люди любого достатка и любого рода занятий имеют свои магазины, которые граничат один с другим; ювелиры открыто продают на базарах жемчуг, рубины, изумруды и алмазы. В этой благословенной местности, как в царском дворце, можно видеть многочисленные бегущие потоки и каналы с набережными из гладкого полированного камня… В этой империи проживает население столь многочисленное, что невозможно описать его, не вдаваясь в многочисленные подробности». Абду’р-Раззаг, персидский посол, посетивший Виджаянагар в 1443 г.

Руины города Виджаянагар, “города Победы” (также известный как Хампи – название местной деревни), разбросаны на южном берегу реки Тунгабхадра и громоздятся среди банановых рощ. Согласно индуистской мифологии, это поселение начало свое существование как Кишкинда – государство обезьян, где правили цари обезьян Вали, Сургива и Хануман; причудливые скалы тут образуют опасные неустойчивые арки, другие нагромождены в колоссальные груды величиной с холм – как утверждают, набросали их воины, демонстрируя свою силу.

Между 14 и 16 вв. это была самая могущественная индуистская столица на Декане. Путешественники, такие как португальский историк Доминго Паэз, который жил здесь в1520-1253 г., были поражены ее размерами и богатством: они рассказывали о рынках, заваленных шелком и драгоценными камнями, о прекрасных куртизанках, украшенных драгоценностями, узорчатых дворцах и веселых празднествах. Однако во второй половине 16 в. волшебный город после шестимесячной осады был опустошен мусульманами. Только камень, кирпич и гипсовые статуи выжили после разграбления – массивные статуи божеств, растрескавшиеся стены домов и опустевшие храмы, увенчанные башнями гопур - и ещё сложная ирригационная система, по которой вода поступала в огромные бассейны и храмы.

Из-за нападения мусульман большинство памятников Хампи ныне находится в удручающе жалком состоянии и кажутся гораздо старше своих лет, их возраст - 4-5 веков. Но благодаря умиротворяющему речному пейзажу и колдовской атмосфере, это место считалось священным задолго до того, как здесь был основан город. Хампи – одно из самых необычных мест Индии. Наряду с потоками индуистских паломников и лохматыми садху, которые скрываются в потаенных пещерах и расщелинах скал, здесь много небогатых туристов из Гоа. Им трудно бывает уехать обратно, и они проводят целые недели, прохлаждаясь в кафе, посещая храмы на вершинах холмов и любуясь на живописными закатами.

Лучше всего приезжать в Хампи с октября по март, когда довольно низкие дневные температуры позволяют совершать долгие пешие прогулки среди руин. Между Рождеством и Новым годом народ начинает прибывать, а с начала января примерно с месяц это место наводняет поток путешественников из Гоа, который катастрофически увеличился за последние несколько лет; устраиваются даже вечеринки при полной луне под громкую музыку; приезжают автобусы, набитые тусовщиками (большей частью из Израиля). Этот наплыв туристов привлекает кучу мошенников, и преступность в это время стала большой проблемой; так что если вы хотите получить лучшие впечатления о Хампи, не приезжайте в разгар туристского сезона.

Немного истории

Это был край не слишком важный в политическом отношении при царях Чалукьи. Расцвет империи Виджаянагар (первая половина 14 в.) был прямым ответом на захватнические планы мусульман с севера, из которых наиболее известны Малик Кафур и Мухаммад-бен-Туглук. Два брата-индуиста из Андхра Прадеш, Харихара и Букка, которые служили казначеями в Кампиле (19 км от Хампи), были захвачены в плен Туглуками и привезены в Дели, где, предположительно, были обращены в ислам. Посчитав их достаточно преданными, султан Дели отправил их в Кампилу, чтобы они подавили беспорядки, что они и сделали, а вскоре после этого отвергли как ислам, так и союз с Дели, предпочтя образовать свое собственное независиое индуистское царство. Через несколько лет они контролировали огромную территорию от побережья до побережья. В 1343 г. их новая столица, Виджаянагар, была основана на южном берегу реки Тунгабадра – в месте, которое индуисты издавна считали священным. Период наивысшего расцвета города пришелся на правление Кришны Дева Раджи (1509 – 29 гг.), когда город обладал почти полной монополией на торговлю арабскими конями и индийскими пряностями, которые вывозили через южные порты.

Благодаря природным особенностям и прочным укреплениям, Виджаянагар был практически неуязвим. Но в 1656 г., вслед за его вмешательством в дела местных мусульманских султанатов, регент Рама Рая был втянут в сражение с конфедерацией мусульманских войск, в 100 км к северу, вследствие чего город остался незащищенным. Вначале удача, казалось, была на стороне индийского войска, но в нём было не менее чем 10000 мусульман, и, возможно, их представления о преданности оказались иными. Когда два мусульманских генерала Виджаянагара неожиданно дезертировали, армия оказалась неуправляемой. Это привело к поражению, почти все члены царской семьи бежали, прихватив груды золота и драгоценных камней, а сам Рама Рая был схвачен и принял ужасную смерть от рук султана Ахмаднагара. Виджаянагар пал жертвой разрушительных набегов, и дни его расцвета стали историей.

Город

Хотя развалины Виджаянагара простираются более чем на 26 кв. км, большая их часть образует две четко выделяющиеся группы: первая находится на территории Базара Хампи и вокруг него, возле реки, где расположились храмs и гхаты; центр второй группы – на царском подворье, в 3 км к югу от реки, на северо-запад от даревни Камалапурам, там сохранились остатки дворцов, павильонов, стойл для слонов, казарм и храмов. Между этими двумя группами простирается большой усеянный валунами холм и пышный ковер банановых плантаций, питаемых древними ирригационными каналами.

Автобусы часто ходят от Хоспета до Базара Хампи и Камалапурама, и вы можете начать экскурсию из любой из этих точек; большинство туристов предпочитают идти пешком или ехать на велосипеде от Базара Хампи. Кинув взгляд на возвышающийся над базаром храм Вирупакша, идите на восток по главной улице и вдоль берега реки к прекрасному храму Виттала, а затем – назад через комплекс Ачьютарайа у подножия холма Матанга. Грунтовая тропинка ведет оттуда на юг к Царскому подворью, но гораздо легче вернуться к базару и отыскать асфальтированную дорогу, ведущую к нескольким древнейшим храмам через холм Хемакута.

Экскурсия KSTDC с гидом и остановками по требованию позволяет ознакомиться с большинством достопримечательностей за один день. Но по возможности выделите по крайней мере два или три дня, чтобы тщательно осмотреть и сам город, и его окрестности. Перебравшись в лодке с каркасом из прутьев через реку к деревне Анегонди и совершив пару вылазок на вершины окрестных холмов: с западного склона холма Хемакута, возвышающегося над Базаром Хампи, хорошо любоваться закатами, а с холма Матанга, хотя ему и досталось от грабителей в последние годы, видны чудесные восходы.

Улица Хампи Базар (Hampi Bazaar), храм Вирупакша и тропа вдоль берега реки

То, что осталось от разрушенного базара Виджаянагара с колоннадой тянется вдоль длинной прямой главной улицы, Hampi Bazaar, которая начинается от восточного входа в храм Вирупакша. Бездомные рабочие живут в зданиях, которым более пятисот лет.

Посвященный богу Шиве, известного здесь как Вирупакша или Пампапати, действующий храм Вирупакша (ежедневно 8.00-12.30 и 15.00-18.30; 2 рупии) высится над деревней, привлекая неиссякающий поток паломников со всей Южной Индии. Храм также известен как Шри Вирупакша Свами; его посещение бесплатно для всех, кто приходит сюда ради арати (почитания; ежедневно 6.30-8.00 и 18.30-20.00); в это время храм выглядит наиболее колоритно. Храмовый комплекс состоит из двух дворов, вход в каждый из них ведет через гопуру с башней. Большие входные ворота с восточной стороны (приблизительно 56 м. в высоту), каждый их ярус представляет собой стену с пилястрами, по бокам открытого окна расположены скульптуры.

Колоннада окружает внутренний двор, обычно заполненный паломниками, обычно они дремлют или поют религиозные песни. Если храмовый слон находится у входа, вы можете положить рупию ему в хобот, чтобы он благословил вас. К главному храму в центре можно пройти через холл мандапы, её резные колонны украшены изоражениями вставших на дыбы животных. Редкая роспись эпохи Виджаянагаров на потолке мандапы воссоздаёт разные образы Шивы, процессию со старцем Видьяраньей, десять инкарнаций Вишну и сцены из Махабхараты. По стилю они напоминают марионеток местного театра теней. Прямо напротов медной статуи Нанди, в маленьком святилище находится шивалингам; вход в святилище украшен изображениями макаре, земноводных мифических животных. Изо ртов у них извергается вода, а над ними мерцают огоньки желтого пламени. Прямо за оградой главного храма с северной стороны находится еще один небольшой храм, который считается “предком” Вирупакша.

К священному броду на реке можно попасть либо выйдя из северной гопуры Вирупакша, либо идя по тропинке вокруг большого храмового бассейна и мимо Shanti Lodge. Мандапа выходит на ступени, которые изначально вели к реке, а теперь находятся на некотором расстоянии от нее. Несмотря на новый пешеходный мост, лодки отчаливают от этого участка берега, так же как они делали это пять веков назад, переправляя сельчан на поля, а туристов – к популярному Uma-Shankar Cafe на другом берегу. Тропинка, петляющая по деревне, ведет вниз к внушительным развалинам моста, и вверх – к святилищу Ханумана на вершине холма - это рекомендуемый пеший маршрут.

Чтобы попасть в храм Виттала, идите на восток от Вирупакша вдоль Hampi Bazaar.

В конце его находится дорожка налево, на которой расположились дующие в раковины садху и нищие. Дорожка идет вдоль реки мимо кафе и многочисленных святилищ, в том числе храма Рамы, где нашли прибежище целые полчища обезьян. Минуя по крайней мере четыре святилища Вишну, вымощенная и обнесенная колоннами улица Ачутия Базар (Achutya Bazaar) ведет прямо на юг к храму Тирувенгаланатха, его прекрасную каменную резьбу, в том числе знаменитые эротические барельефы Хампи, сейчас реставрирует ASI. Вернувшись обратно на главную дорожку, проложенную среди скал, вы выйдете к реке и увидите мало посещаемый храм Агни – а рядом с ним комплекс Коталинга, состоящий из 108 крошечных лингамов, высеченных на плоском камне. Подойдя к храму Виттала, обратите внимание на арку, она называется “Царские весы” – на одной их чаше помещался сам раджа, а на другой – золото, серебро и драгоценные камни, которые предназначались для городских священнослужителей.

Праздники в Виджаянагара

Основные праздники Виджаянагара – это ежегодный Праздник колесниц у храма Вирупакша с уличными шествиями в феврале и бракосочетание божеств, сопровождаемое барабанным боем и танцами. Фестиваль Хампи, организуемый Департаментом по туризму, проводится в начале ноября; это праздник классической музыки и танцев, исполняемых на подмостках у храмов и в Анегонди. Размах и популярность фестиваля, на который стали приезжать некоторые широко известные музыканты и танцоры, возрастают, и отели в округе теперь нужно бронировать заранее. К сожалению, традиционный музыкальный фестиваль, Пурандарадас Арадхана (янв/февр), который обычно проводится у храма Виттала в честь дня рождения поэта и композитора Пурандарадаса, временно не проводится.

Храм Виттхала

Хотя окрестности храма Виттхала (ежедневно 6.00-18.00; $10 – для иностранцев [10 рупий – для индийцев]; билет действителен также для посещения Лотос Махал в тот же день) не свидетельствуют о существовании древнего культа Вирупакши, развалины моста к западу от него, вероятно, относятся к до-виджаянагарскому периоду. Гхат, возможно, относится к эпохе Чалукьи или Ганга, но, поскольку храм оказался заброшенным, возможно, переправа через реку (тиртха) не имела того сакрального значения, как место располжения Вирупакши. Храм Виттхала, который ныне определен ЮНЕСКО как Памятник мирового наследия, был построен для почитания Вишну, которого, согласно легенде, слишком отягощала внешняя роскошь храма, и он не смог остаться здесь. Башня главного святилища Вишну сделана из кирпича, что необычно для Южной Индии, и завершается полусферической крышей; спереди – закрытая со всех сторон мандапа с резными колоннами, ее потолок частично разрушился. Две двери ведут в темный проход, окружающий святилище.

Открытая мандапа замечательна своими тонкими музыкальными колоннами из цельного гранита; при ударе они издают звуки нот, составляющих музыкальную гамму. Сейчас они сильно повреждены вследствие вандализма и эрозии; усиленная охрана не позволяет никому дотрагиваться до них. Тем не менее, гиды демонстрируют туристам музыкальное звучание колонн соседней постройки. Другие колонны изображают характерных для Виджаянагара вздыбленных коней, а фризы с львами, слонами и конями на лепном цоколе являются образцом скульптурного мастерства – одного зверя можно трансформировать в другого просто отодвинув часть рельефа.

Спереди храма, к востоку, стоит каменный вариант деревянной колесницы для процессий, в ней находится изваяние Гаруды, ваханы Вишну. Когда-то ее колеса вращались, а теперь они залиты цементом. Три входа с гопурами, с гранитными основаниями и многоэтажными башнями из кирпича и гипса, в настоящее время сильно повреждены.

Анегонди

Если у вас есть время и вкус к приключениям, вы можете переправиться через Тунгабхадру к Анегонди, город-крепость, расположенный перед ставкой главного командования Виджаянагара (14 в.). Самый лучший вид путешествия к Анегонди – взять лодку с каркасом из тростника (putti) у переправы, расположенной в 1500 м к востоку от храма Виттала; путти теперь усиливают листами пластика, они могут перевозить и велосипеды.

Заброшенные храмы и укрепления заполонили деревню Анегонди и её тихую округу. Там, где спускается река, стоит посмотреть руины храма Хуччаппа-матха, ради его черных каменных колонн, созданных по особой технологии, напоминающей обработку на токарном станке, и чудесных панелей с танцовщицами. Арамани, разрушенный дворец в центре деревни, стоит напротив дома потомков царской семьи; там же расположен действующий храмРанганатха.

Огромная деревянная храмовая колесница стоит на деревенской площади. Чтобы завершить пятикилометровый круговой маршрут и вернуться отсюда обратно к Хампи (лучше на велосипеде), следуйте к западу (налево) вдоль дороги, вьющейся среди полей сахарного тростника к священному Пампла Саровар; дорожный знак указывает на грунтовую дорожку налево. Маленький храм над квадратным бассейном, опекаемый свами он, возможно, с гордостью покажет вам фотографии своего паломничества на гору Кайласа, посвящен богине Лакшми; там есть пещера, в которой сохранился отпечаток стопы Вишну. Если вы решили задержаться в Анегонди, это тихое и колоритное место лучше всего осмотреть рано вечером, во время богослужения (arati).

Другой интересный маршрут – свернуть с дороги и подняться к крошечному беленому храму Ханумана, который приютился на скалистой вершине холма к северу от реки; оттуда откроются величественные виды на Хампи, особенно на закате и на рассвете. Крутой подъем к нему занимает около получаса. Идите по дороге на запад еще 3 км, и вы подойдете к внушительного вида старому каменному мосту, относящемуся к эпохе Виджаянагара. Дорога с противоположного берега пересекает большой остров посреди Тунгабхадры и через 20 минут приводит к священной переправе и лодочной пристани ниже храма Вирупакша. Этот круговой маршрут, конечно, можно проделать и в обратном направлении, начиная от священной переправы. На велосипеде, он длится около 3 часов, включая отклонения от маршрута, указанные выше. Если вы идете пешком, отведите на это почти целый день и возьмите с собой побольше воды.

Холм Хемакута и окрестности

Прямо над Hampi Bazaar высится холм Хемакута, там, предположительно, между 9 и 11 вв. в до-виджаянагарскую эпоху были сооружены храмы (поздние Чалукья и Ганга). Три из них относятся к стилю трикутачала, “холм с тремя вершинами”, с тремя святилищами, обращенными к общему центру. Помимо архитектуры, есть и другой повод, чтобы подняться сюда – полюбоваться видами развалин и окрестностей. Остроконечный западный край холма, виднеющийся за россыпью валунов и за банановыми плантациями, - лучшая точка наблюдения за заходом солнца, привлекающая толпу восторженных туристов почти каждый вечер, вместе с разносчиками чая.

Несколько интересных памятников расположено на дороге, ведущей на юг по направлению к главной, южной, группе развалин. Первый из них – обнесенный стеной храмовый комплекс Кришны к западу от дороги, датируемый 1513 г. Хотя храм частично разрушен, он представляет ряд замечательных святилищ и образцов резьбы. На противоположной стороне дороги тропа (пятиметровой ширины) для процессий ведет на восток через местность, теперь там пашня; по пути попадаются остатки колонн по обем сторонам; это все, что осталось от старой рыночной площади.

Памятник Хампи, который чаще всего фотографируют, находится к югу от храма Кришны и обнесен стеной. Монолитная статуя, изображающая инкарнацию Вишну в образе Нарасимхи, Человека-Льва с выпученными глазами и скрещенными ногами, застывшая в позе медитации, - одно из величайших сокровищ Виджаянагара.

Южные и царские монументы

Самые впечатляющие развалины Виджаянагара – царские памятники лежат в 3 км к югу от Hampi Bazaar, занимая большую площадь под открытым небом. Перед тем как тщательно изучить руины, начните с посещения маленького археологического музея (ежедневно кроме пт 10.00-17.00; вход бесплатный) в Камалапураме, до которого можно доехать на автобусе от Хоспета до Хампи. Идите направо от автобусной остановки Камалапурама, сверните направо на первом повороте; музей находится слева (2 минуты ходьбы). Среди статуй, оружия, рукописей на пальмовых листьях и живописи из Виджаянагара и Амегонди, выделяется великолепный макет города, представляющий всю его территорию с высторы птичьего полета.

Чтобы пройти в город из музея, идите назад до главной дороги и сверните на ближайшем повороте с указателем “Хампи 4 км”. Через примерно 200 м вы увидите частично разрушенную массивную внутреннюю городскую стену, сделанную из гранитных плит, протяженностью 32 км; высота ее местами достигает 10 м. Внешняя стена почти вдвое длиннее. Рассказывают, что когда-то городских стен было семь; в сочетании с непроходимыми лесными зарослями и рекой, ограждающей город с севера, они делали город практически неуязвимым.

Прямо за стеной находилась крепость, которая была окружена еще одной стеной и воротами, от которых остались только следы. К востоку находится маленький джайнский храм ganigitti (“женщины, торгующей маслом”) 14в. С простой ступенчатой башней из горизонтальных плит без всяких украашений. За ним расположены Ворота Бхимы – когда-то главный въезд в город, названный так в честь царевича Пандавы, одного из героев Махабхараты. Как и другие ворота, они изогнуты – это форма самозащиты, нападающие, чтобы попасть внутрь, вынуждены были сделать два поворота под углом 90°. Барельефы на фундаменте ворот изображают эпизоды Махабхараты, например, Бхиму, убивающего Кичаку за попытку насилия над его женой. Драупади поклялась, что она не будет заплетать волосы до тех пор, пока Кичака не будет мертв; один из барельефорв изображает Драупади, подвязывающую пряди своих волос, после исполнения клятвы.

Позади к западу, скромный фасад Купальни царицы, занимающей 15 кв.м., скрывает роскошный интерьер, открытый небу и окруженный коридорами с 24 куполами, каждый из которых не похож на другие. Тогда восемь балконов нависали над водой. Здесь купались женщины царского двора; зонтики для защиты от солнца устанавливались в полу бассейна в специальных гнездах. Снаружи был виден канал, снабжавший купальни водой. Сохранились следы гипсовых украшений в мусульманском стиле.

Путь дальше на северо-запад приведет вас к Маханавами-Дибба, или “Дому Победы”. Он был построен, дабы увековечить успешную военную кампанию в Ориссе. Считается, что в этом двенадцатиметровом пирамидальном здании с квадратным основанием царь принимал и воздавал почести и дары. Отсюда во время десятидневного праздника Дассера, почитаемого во всей стране он наблюдал за грандиозными парадами, представлениями с музыкой и танцами, демонстрацией воинских искусств, сражениями на слонах и жертвоприношениями животных. Традиция зрелищного праздника сейчас продолжается в Майсоре). Барельефы с танцорами, сражениями на слонах, животными и скульптуры украшают боковые стороны платформы. Две гигантские массивные двери на земле неподалеку, возможно, раньше были частью постройки наверху платформы, от которой сейчас ничего не осталось. Другая платформа (к западу), самая большая в Виджаяангаре, как полагают, была основанием Царского Зала для аудиенций. Сохранились каменные цоколи сотен колонн, их расположение позволяет строить догадки о том, как могло использоваться это здание. Здесь нет проходов или открытых пространств.

Двухэтажный Лотос Махал (ежедневно 6.00-18.00; $10 – для иностранцев [10 рупий – для индийцев]; билет действителен и для посещения храма Виттала в тот же день), расположенный немного дальше к северу, является частью комплекса зенаны, женской половины дворца. Он был построен на радость супруги Кришны Дева Рая: здесь она могла отдохнуть летом. Этот павильон задуман под сильным влиянием индо-исламского стиля, нижний этаж открыт, а на верхнем ярусе (туда больше нельзя попасть по лестнице) есть окна, а на балконе сиденья. Ров с водой, окружающий здание, как полагают, обеспечивал павильон свежим воздухом, охлаждаемым водой и поступавшим по трубам.

Позади Лотос Махала находятся стойла для слонов – ряд помещений с высокими куполообразными потолками, самая значительная из сохранившихся светских построек в Виджаянагаре, отражавшая высокое положение слонов, использовавшихся как для церемоний, так и в бою. На верхнем ярусе находится зал с колоннами, увенчанный башней; возможно, там находилсь музыканты, игравшие во время процессий царских слонов.

Нежные питьевые кокосовые орехи продаются в тени соседнего дерева. К востоку от этого места, археологи во время недавних раскопок обнаружили ряд фундаментов, предположительно, административных зданий Виджаянагара, до 1990 г. они скрывались под землей, нанесенной ветром.

Если вы пойдете к западу от Лотос Махала, пройдете мимо двух храмов и затем выйдете на дорогу к холму Хемакута. Прямоугольная стена маленького дворцового храма Хазара Рама (“Тысяча Рам”) украшена рядом медальонов с барельефами и полосами резных фризов, изображающих сцены из Рамаяны. В одной из двух мандап, внутренней, находятся четыре резных полированных черных колонны. Многие из этих развалин считаются частью бывшего Базара Хазара Рама, который пролегал к северо-востоку от храма. Большая часть так называемого Подземного храма, или Прасанна Вирупакша, лежит под землей, и каждый год длительное время бывает залита водой. Свернув на север (направо), на дорогу, которая бежит к западу от Подземного храма, вы вернетесь назад к Хампи Базар через холм Хемакута.

Памятники Чалукьи

Бадами, Айхоле и Паттадакаль (северо-западная Карнатака), ныне тихие деревушки, когда-то были столицами Чалукьи, которые владели болшей частью Декана между 4 и 8 вв. Трудно даже вообразить, сколько храмов в этой местности. Большинство посетителей использует Бадами, где есть несколько дешевых гостиниц, в качестве базы; Айхоле может похвастаться единственным домом отдыха, а в Паттадакале вообще нет гостиниц. Лучшее время для посещения - с октября до начала марта; в апреле и мае на большей части северо-западной Карнатаки становится слишком жарко, и все правительственные учреждения работают только с 8.00 до 13.00.

Пещерные храмы Бадами и Айхоле, по стилю сходные с храмами в Эллоре, одни из самых значительных произведений в своем роде. Многие храмы, построенные на открытом месте – относятся к самым древним в Индии, и их уникальная черта – соседство северного и южного архитектурных стилей. Очевидно, что эксперименты продолжались, так как несколько других храмов не принадлежат ни к одной из систем. Все храмы датируются периодом не ранее конца 6 в., но было время, когда ученые приходили в восторг при мысли, что, например, знаменитый храм Лад Хан в Айхоле гораздо старше.

Хотя существуют некоторые свидетельства деятельности буддистов в окрестностях Бадами и Айхоле, самые ранние храмы, как высеченные в пещерах, так и построенные, приписываются историческому периоду расцвета государства Чалукья в середине 6 в., они в основном индуистские, некоторые – джайнские. Первым известным царем Чалукьи был Пулакешин I (535-66), но Пулакешин II (610 – 42) захватил Паллаву, столицу Канчипурама в Тамилнаде, и расширил границы империи, включив в нее Махараштру на севере, Конканское побережье на западе и всю территорию современной Карнатаки. Хотя впоследствии Паллавы быстро захватили большую часть территории Чалукьи, включая город Бадами, впоследствии династия Чалукья восстановила свое господство, и продолжала править до середины 8 в. Есть предположение, что именно вторжение Паллавов обусловило появление южных элементов в архитектуре храмов.